E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Использовать возможности, предоставляемые кризисом

Нет нужды перечислять все факторы, негативно влияющие на ситуацию на рынке труда в авиации: эти факторы во многом общие для всех отраслей в России. Снижение покупательной способности граждан, уменьшение деловой активности, помноженные на глубокую девальвацию национальной валюты – все это обусловило снижение спроса на услуги авиакомпаний. Не все авиаперевозчики смогли адаптироваться к ухудшившимся условиям, что повлекло за собой высвобождение большого количества персонала, а те авиаперевозчики, которые продолжают устойчиво функционировать, сократили количество открытых вакансий.

В результате, в настоящий момент рынок труда авиаспециалистов – ярко выраженный рынок работодателя.

Вместе с тем, ситуация на рынке авиаперсонала качественно отличается от ситуации в других сегментах экономики. В сегменте авиаперсонала наблюдается большое количество свободных квалифицированных специалистов, в числе которых не только вторые пилоты, бортпроводники, но и командиры воздушных судов, а также квалифицированный инженерно-технический персонал. Сотрудники двух последних категорий в последние годы были в дефиците и практически не выходили на рынок труда.

труд в авиации повышение качества персонала авиационные кадры авиаспециалист текущие вакансии оптимизация персонала временная переквалификация персонала

Очевидно, что компании, продолжающие устойчиво функционировать, могут в текущей ситуации получить стратегические преимущества, привлекая квалифицированных специалистов при отсутствии давления, вызванного конкуренцией за сотрудников со стороны других участников рынка. Однако воспользоваться этими возможностями не так просто, как может показаться на первый взгляд. Связано это с тем, что в условиях снижения пассажиропотока увеличивать штат затруднительно. Конечно же, можно закрыть проблемные вакансии, провести те или иные организационно-штатные мероприятия, направленные на повышение качества персонала, снижение издержек, но завтра, по мере восстановления экономики и, как следствие, роста пассажиропотока, ситуация быстро вернется к прежнему состоянию – к состоянию конкуренции за квалифицированных сотрудников.

Будущий дефицит авиационных кадров может усугубиться также за счет оттока специалистов из авиационной отрасли в другие отрасли народного хозяйства из-за невозможности в настоящее время трудоустроиться по своей специальности.

Смогут ли компании воспользоваться текущей ситуацией?

Кадровые службы в большинстве случаев не ориентированы в своей работе на создание кадрового резерва лояльных кандидатов, которых можно будет привлечь по мере восстановления экономической активности и последующего роста рынка. Они нацелены на решение других задач: закрытие текущих вакансий, оптимизацию персонала, повышение его квалификации, укрепление лояльности действующих сотрудников.

Задача же приобретения лояльности будущих работников совсем не тривиальная и требует наличия не только специальных компетенций, но и всегда дефицитных ресурсов.

Для решения задачи создания кадрового резерва необходимо выстроить и активно поддерживать связь со значительным числом потенциальных сотрудников, причем эти коммуникации не должны ограничиваться только лишь периодическими вопросами «Как у Вас дела?», отправленными по электронной почте. Необходимо вовлечение потенциальных кандидатов в корпоративную жизнь, возможно, предоставление помощи в переобучении на имеющиеся у работодателя типы воздушных судов (безусловно, с подписанием соответствующих соглашений о компенсации затрат на обучение в случае выхода на работу в другую компанию) или даже временная переквалификация кандидатов с возможностью впоследствии вернуться к своей прежней специализации. Необходимо отметить, что многие кандидаты готовы переучиваться за свой счет, но для этого у них должно быть понимание перспектив трудоустройства.

Готовы ли к этому работодатели?

В условиях кризиса, с одной стороны, компании стоят перед необходимостью снижения издержек, с другой стороны, велик соблазн получения дивидендов от сложившейся на рынке ситуации, когда потенциальных работников можно «продавливать» на более выгодные для работодателя условия. Инвестирование в потенциальных кандидатов кажется в данных условиях абсурдным, однако стоит задуматься над тем, что, когда рынок развернется и на нем снова возникнет дефицит квалифицированных авиаспециалистов, а это наверняка произойдет, стоимость привлечения необходимых специалистов неизбежно вырастет, и, вполне вероятно, превысит сегодняшние затраты на приобретение лояльности будущих сотрудников.

Другие материалы в этой категории: Критерии качества услуг кадрового агентства »

ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Яндекс.Метрика
Индекс цитирования